Скульптор Владимир Филатов | Пресса |
Три «золотых» правила успеха скульптора Владимира Филатова | ||
Комп&ньон, 20 июня 2001, беседу ведет Ирина Бурлакова Владимир Филатов считает, что шанс добиться успеха есть у любого человека. Однако необходимо еще уметь этим шансом воспользоваться. «К Парижу нужно быть готовым. Такая готовность достигается ежедневной тяжелой работой, самодисциплиной, умением всегда быть в форме. Это сродни марафону», - говорит Филатов. А еще у него есть три «золотых» правила, которые помогли ему стать успешным. Но о них - позже. В юности Владимиру Филатову пришлось выбирать между искусством и спортом. Сначала он отдал предпочтение спорту, о чем не жалеет. Спорт дисциплинировал его. Филатов и сейчас в творчестве применяет спортивные приемы: «Я натренировал себя каждый день заниматься композицией, независимо от вдохновения. Я приручил вдохновение и могу вызывать его тогда, когда мне нужно». Однако желание заниматься искусством со временем не исчезло. Поэтому, кроме учебы в институте физкультуры, он посещал занятия профессоров Академии художеств. Будучи студентом, Владимир не стеснялся никакой работы: был даже санитаром в психбольнице. Нерадостные наблюдения помогли ему поверить в свои силы: «Думаю, люди начинают расти с того момента, когда начинают понимать и ценить предоставленный им шанс». Он оценил свой шанс и был готов выставить свои работы в престижной галерее на Елисейских полях. За этим последовали признание и коммерческий успех. Но чтобы этот успех удержать, нельзя расслабляться ни на минуту. Спортивное прошлое помогает Владимиру Филатову выдерживать жизненный марафон достойно. «&»: Владимир, как долго вы шли к осмыслению того, что вы художник? Ведь скульптура - ваша вторая профессия? В. Ф.: Я лепил всегда, с самого детства. Меня привлекало подобное самовыражение собственного «я». Помню, как учитель рисования говорил, чтобы я немедленно шел в изостудию. А какая может быть студия, если мне надо было ехать в Симферополь на соревнования за сборную по волейболу? Какой же мальчишка променяет спорт на студию? И я, конечно, ехал на соревнования. Потом легко поступил в институт физкультуры. Но меня тогда просто «несло» в творчество, и я делал скульптуры, памятники, ходил параллельно в мастерскую профессора В. Сухенко (автор «Бабьего Яра»). Поступил и закончил Художественную академию. Моим учителем был академик В. Бородай, автор знаменитой «Ладьи» - символа Киева. Мне там поставили задачу ежедневно заниматься композицией. И я в себе это натренировал. «&»: Ежедневно? А как же вдохновение? В. Ф.: Понимаете, вдохновение - здорово, но непрофессионально. Профессионализм - это если ты можешь привлечь вдохновение именно тогда, когда оно тебе нужно. Хотя это, конечно, высший пилотаж. «&»: Тогда почему талантливые люди не всегда успешны? В. Ф.: Да потому, что очень часто талантливые люди небрежно относятся к своим способностям. Художник это или хирург - чем способнее, тем бездарнее к себе относится. А вот те, кто бездарны, активнее жить хотят. Почему 89% талантливых людей «отлетают»? Они ждут, что их Муза посетит. Или родители им пообещали, что они - способные и когда вырастут, потрясут мир. Да ничего подобного, не потрясут! «&»: А разве вы, приехав в Киев, не мечтали потрясти мир? В. Ф.: Когда я приехал в Киев из Бердянска 18-летним парнем, у меня не было никаких иллюзий. Я был третьим ребенком в семье, мама получала 70 рублей. В дорогу она дала мне 25 рублей и 50 сушеных бычков. Поэтому, будучи студентом, работал дворником в детском саду, потом санитаром в психиатрической больнице. После такого опыта я лучше стал понимать этот мир. Понял, что мне, в отличие от других, дан шанс. Что надо работать, несмотря ни на что. Вот с этого момента, наверное, оценив свой шанс, люди начинают расти. А самодисциплина, ежедневная тяжелая работа, умение всегда быть в форме и чувствовать себя счастливым в несчастливое время, здесь, сейчас, сегодня - это спорт, это марафон. И я стал бегать. И до сих пор пробегаю по 5 км каждое утро. «&»: Приходилось ли вам делать то, что делать не хотелось? В. Ф.: Очень даже приходилось. Потому что жестокий ХХ век поставил художника в такие условия, когда он должен заставлять себя «вкладываться» в те правила, по которым играет общество. Скажем, мне в 1985 г. предложили халтуру, от которой все отказывались, - делать манекены для легкой промышленности. У меня не было работы, и я взялся. Придумал ноу-хау - трансформерные раздвижные шары - и увидел, что из обычных манекенов можно делать модерновые вещи с элементами технического дизайна. И на этом выскочил. В результате купил себе квартиру и переехал с двумя детьми из однокомнатной в 3-комнатную. Я думаю, человек должен быть готов к своему шансу, который не приходит просто так. Когда появляется порядочный заказчик, реальные деньги и нормальные условия для выполнения, а ты к этому уже готов, то только тогда все получится. Иначе - скорее всего, нет. «&»: Как вам удалось выставить свои работы в Париже? В. Ф.: Мне не только повезло, к Парижу я был готов. У меня было 45 работ - исторических и лирических портретов. А еще сыграл инстинкт самосохранения. После того как на выставках в Украине у меня украли несколько работ, я подумал, что как только появятся первые деньги, надо ехать на Запад, т. к. в нашей стране нет ни защиты, ни страховки, ни авторских прав. Это - если о плохом. А если о хорошем, то у меня уже был неплохой каталог моих работ, который мне помог сделать Анатолий Юркевич (тогда - председатель правления АО «Банкомсвязь»). В Париже один галерейщик купил у меня сразу 3 работы, посмотрел каталог и предложил выставиться в хорошей галерее. Так окупились мои затраты на поездку и еще осталось $140. За эти деньги я отлил несколько работ, занял деньги и снова поехал в Париж. 7 января 1999 года мы открыли выставку на Елисейских полях. Работы хорошо покупались. Каждые 2-3 месяца я привозил новые, поскольку они у меня уже были. Полагал, что если выставка продлится месяц, это будет успех. Но когда осознал, что я уже 2 года езжу на работу в Париж, у меня начался дикий творческий подъем. Я выставляюсь на Елисейских полях! В респектабельной галерее! Это же счастье! «&»: Расскажите, по какой схеме вы работаете с западными художественными галереями? В. Ф.: Они выбирают по каталогу то, что им нравится. И платят мне наличными ту сумму, о которой мы договорились. Такова схема работы со многими европейскими галереями - я выставляюсь в Париже, в Вене, в Праге. Им это выгодно, поскольку они зарабатывают на разнице цен. В Вене, например, поднимают цену в 8 раз. А в Париже мою скульптуру «Танец» продают в 360 раз дороже, чем заплатили мне. «&»: И вы к этому так спокойно относитесь, не зная даже, какой процент они с вас берут за свои услуги? В. Ф.: Это их личное дело. Меня это даже не интересует. Более того, радует: чем дороже они меня продают, тем быстрее делают мне имя. Пусть зарабатывают хоть миллионы, но делают дело, приносят мне заказы. Я буду счастлив выполнить их и за эти деньги. К тому же я совершенно не думаю ни о рекламе, ни об аренде помещения. А аренда на Елисейских полях - самая дорогая в Европе - 3 тыс. франков в неделю. Если бы мне выставили счет за двухгодичную аренду, вообще не знаю, с чем бы остался. «&»: У вас были предложения остаться там навсегда? В. Ф.: Были. От нашего бывшего соотечественника. Он 25 лет проработал актером в Одесском театре, знает 5 языков. Этот человек представляет собой «светлое пятно» последней волны эмиграции и первоначально вел мои дела. Но как он там выживает? Работает на трех работах: метрдотелем в отеле, гидом в музее и еще имеет свой бизнес. Ему пришлось за все платить. Например, он не смог приехать на родину на похороны отца, потому что потерял бы там работу. Поэтому жить я хочу здесь, и моя мама здесь живет. И кроме того, я не смогу там содержать всю свою семью. А на работу можно ездить и в Париж. «&»: Какие выводы вы сделали для себя из этого своеобразного марафона по Европе? В. Ф.: Со временем мне стало понятно, что искусство должно быть без границ. Ведь мы вступаем в еще более бурный XXI век с такими идеалами, что неважно где и неважно как, важен только результат. Это - первое правило. Второе: ты должен быть счастлив сегодня, здесь и сейчас. И третье правило: надо уметь попадать туда, где тебя ждут. Как именно ты это сделаешь - на троллейбусе или на личном самолете - никого не интересует. Но ты должен оказаться в нужное время в нужном месте. Академик Фролькис сказал когда-то действительно гениальную фразу: «Ты нужен до тех пор, пока тебя цитируют». Момент отсчета - 2 недели в научных журналах. А если меня 25 месяцев «цитировали» в искусстве, в галерее на Елисейских полях, и назвали «большим романтиком уходящего века», - это большая удача. Я бежал, потому что чувствовал, что должен успеть и должен состояться. «&»: Судя по тому, что вы рассказали, современному художнику нельзя достичь успеха без расчетливого прагматизма? В. Ф.: Да. Но, с другой стороны, когда ты считаешь, как сороконожка, какой ногой бежать, а лишь потом бежишь, это становится уродливым и уже в это не веришь. Как только начинается голый расчет, все получается шиворот-навыворот. Все равно художника держат вечные категории. Потому что лепить надо тогда, когда ты без этого уже не можешь. «&»: Владимир, скажите, как вам удается, несмотря на вечный марафон, чувствовать себя счастливым человеком? В. Ф.: Я всю жизнь самовыражался в скульптуре, в творчестве. Но в данном направлении позволил себе очень индивидуальные, личностные, самодостаточные, даже эгоистические вещи. И они оказались востребованы и покупаемы. Это - счастье. А еще известно, что только 1% всего человечества находит удовлетворение в том, чем они занимаются. Пожалуй, я вхожу в этот процент. Потому что величайшие ощущения счастья я испытывал только два раза в жизни: когда родились сыновья и когда открылась моя выставка на Елисейских полях в Париже. Но всегда хочется выше и выше. «&»: И о чем вы мечтаете? В. Ф.: Понимаете, чем лучше идут дела, тем активнее перед тобой стоит вопрос выбора. Мне 42 года и надо решать, что делать дальше: идти к кому-то «под крыло» и продолжать творческие изыски или остепениться, остановиться на достигнутом уровне и заниматься преподавательской деятельностью. И хотя последнее мне пока неинтересно, вопрос выбора уже не за горами. Поэтому художник должен уметь принимать правильные и сильные решения. И еще у меня есть надежда, что придут новые люди, и благодаря их воле и энергии наша жизнь обязательно изменится к лучшему. © Владимир Филатов |